FORGOT YOUR DETAILS?

Как играть быстро на гитаре? Метод наращивания скорости.

Очень много гитаристов, как начинающих, так и уже играющих часто задаются одним важным вопросом: «Как же играть быстро?». В этой статье мы рассмотрим один проверенный годами основной способ и один дополнительный, который называется “метод скоростных групп”. Заниматься наращиванием скорости можно как под метроном, под специальные программы для замедления аудио (Transcribe, Amazing slow downer и др.).
Для примера наращивания скорости возьмем обычную гамму a moll.

a-moll

Вы же можете применять эти способы где угодно: в гаммах, упражнениях, произведениях и т.д. Представьте, что при игре любого упражнения или произведения будут темпы, в которых вы сможете их играть и в которых уже будут появляться какие-то проблемы. К примеру, в темпе 80 УВМ (ударов в минуту) Вы можете играть качественно, а в темпе 100 УВМ уже совсем не сможете играть. Под словом “качество” следует понимать, что Вы играете четко, ритмически ровно, с хорошим звуком, расслабленно, без напряжения и зажимов в руках, остановок и ошибок. Поэтому давайте определим несколько этапов “качества” игры:

Этап №1. Вы играете на автоматизме, легко и непринужденно, даже не задумываясь о нотах.
Этап №2. Вы все также играете легко и долго, но Вам уже необходим контроль за нотами, звукоизвлечением, качеством. Этап №2 самый главный, назовем его «Рабочий темп».
Этап №3. Вы можете играть качественно, но не можете играть долго, появляется усталость в руках. К примеру, на Этапе №2 Вы могли играть гамму хоть десять минут, а на Этапе №3 еле-еле одну минуту, после чего начинаются ошибки и сбои, зажимы в руках.
Этап №4. Здесь уже начинаются серьезные проблемы. Вы можете играть только какие-то определенные куски гаммы по несколько нот.
Этап №5. Все, ничего играть Вы не можете.

Наращивания скорости под метроном.

Итак, что же теперь нужно делать? Расписываем программу на неделю тренировок без воскресенья (после шести дней можно денек и отдохнуть).

День 1.
Первое что нужно сделать — это определить на каком этапе развития Вы находитесь и какие темпы какому этапу соответствует. Самый главный и важный — этап №2 (его еще можно назвать “рабочий темп”), вот мы его в первую очередь и определяем. Как же это сделать? Берем метроном, ставим предельно медленный темп и постепенно его увеличиваем с шагом по пять ударов в минуту (УВМ). Например, ставим темп 50 УВМ, потом 55 УВМ и так доходим до того темпа, в котором вы сможете играть данную гамму хотя бы полторы-две минуты без напряжения и ошибок. Это и будет этап №2. Записываете показатель (допустим это темп 100). Затем берем этап №2 и делим найденное значение на два и получаем этап №1 (он нам нужно только как разминка). Этап №2 легко отличить от этапа №3 просто засекая время на секундомере. Если Вы не можете играть больше минуты — это этап №3, если можете хотя бы полторы-две минуты, то это этап №2. Снова записываете показатель (допустим это темп 110). Затем определяете этап №4 добавляя по 2 УВМ доходите до состояния, когда уже не можете играть все целиком. Записываете показатель (допустим это темп 116). Пятый этап определять понятно не нужно. Выходя из этого пишем все темпы для этапов:

Этап 1 – 50 УВМ
Этап 2 – 100 УВМ
Этап 3 – 110 УВМ
Этап 4 – 116 УВМ

Теперь можно начинать занятие:
Берем значение Этапа №1 (50 УВМ) и играем гамму (упражнение, произведение) по одному разу добавляя по 5-10 УВМ на метрономе и доходим до значения этапа №2 (100 УВМ). Получаются такие значения метронома 50-60-70-80-90.
Самое главное! Играть на Этапе №2 (100 УВМ) как можно дольше или как можно больше раз. Например, если вы играете произведение, то нужно сыграть его как минимум десять раз. Упражнения и гаммы можно играть и по двадцать раз, ведь они обычно довольно короткие, здесь Вы уже сами смотрите по контексту.
Сыгравши большое количество раз на Этапе №2 идет проработка этапа №3. Для этого начинайте добавлять по 2 УВМ, играя гамму (упражнение, произведение) по одному два раза, и так доходите до этапа №4. Получаются значения метронома 100-102-104-106-110-112-114.
Ну уже играть-то не можем, что, казалось бы, еще делать? А тут как-раз начинает работать метод скоростных групп. Мы берем только несколько нот из гаммы (упражнения, произведения) и играем их, это намного легче чем сыграть все полностью. Обычно берут фрагмент с первой доли до второй, потом добавляют к первому фрагменту второй (со второй доли до третьей) и так пробуем собрать все вместе по кусочкам. Обычно этот кусочек нужно брать по 3-4 ноты не больше. Собирать можно не только по долям, но и по тактам, фразам, смотреть опять же нужно по контексту. Получается играем по кусочкам в темпе 116 УВМ.

a-moll2

Коротко все это можно записать так: 50-100-116. Расшифруем:
1 – играем по одному разу с темпа 50 УВМ по темп 100 УВМ (50-100)
2 – 10 раз и более в рабочем темпе (100 УВМ)
3 – добавляем по 2 УВМ и доходим до Этапа №4 116 УВМ (100-116)
4 – Играем отдельные фразы в 116 УВМ

Вот как-бы и вся основная рабочая схема. На следующий день делаете все тоже самое, только добавляете ко всем темпам 1 УВМ. Из этого следует, что за неделю тренировок Вы сможете нарастить 6 УВМ к скорости. Обязательно всегда ведите план занятий, иначе забудьте о развитии! Ниже приведена таблица как это должно выглядеть в плане занятий. Для примера в таблице указан рабочий темп 100 УВМ.
День 1. 50-100-116
День 2. 51-101-117
день 2. 52-102-118
День 3. 53-103-119
День 4. 54-104-120
День 5. 55-105-121
День 6. 56-106-122

Следует также отметить, что, закончив неделю тренировок, следующую неделю нужно начинать снова с измерения рабочего темпа (этапа №2). Казалось бы, продолжали бы и все (57-107-123 и т.д.), но нет. Скорость может наращиваться по-разному. Например, когда Вы только начали что-либо изучать, темп может вырасти намного больше чем на 6 УВМ. Так получается потому, что в самом начале Вы находитесь на стадии разучивания материала, привыкания к аппликатуре и доводки до автоматизации и пока не используете весь скоростной потенциал ваших рук. Но темп может и расти медленнее, чем 6 УВМ в неделю – это как раз происходит тогда, когда вы дошли до предела своих возможностей. В этом случае просто нужно добавлять по 1 УВМ раз в несколько дней. Но это, как правило происходит, когда вы уже переходите границу в 100-120 УВМ при игре шестнадцатыми длительностями на одну долю (четыре ноты в один стук метронома).

Наращивания скорости под программы для замедления аудио без артефактов и сохранением тональности (Transcribe, Amazing Slow Downer и др.).
В первую очередь эти программы используются для наращивания скорости произведений, так как в них загружаются Ваши любимые композиции и вы играете под них. Конечно, вы можете загружать абсолютно любые аудиоматериалы, но для упражнений и гамм их еще нужно найти. Несомненный плюс, по сравнению с метрономом – это то, что Вы играете под плюсовку или минусовку, где есть бас и барабаны, вокал и все что угодно, что намного интересней одинокого стука метронома. Еще один плюс, если играете под плюсовку, Вы слышите, как играет профессиональный исполнитель и пытаетесь полностью повторить все его динамические оттенки, звукоизвлечение, технические нюансы, что в свою очередь очень хорошо влияет на Вас как музыканта и избавляет от механического звучания.
В методе наращивания скорости ничего нового здесь не появляется. Просто вместо ударов в минуту Вы оперируете процентами замедления аудио. Загрузите нужный вам аудиоматериал, и точно также как и раньше определите все темпы для этапов “качества” игры, но не в ударах в минутах, а в процентах, а дальше по той же самой схеме, рассмотренной раннее.

TOP